Форум » Людовик XIV » Во-ле-Виконт - предшественник Версаля » Ответить

Во-ле-Виконт - предшественник Версаля

louis XIV: "Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы." А. Дюма. "Десять лет спустя", часть V, глава XL. [more] О ком и о чем пишет здесь знаменитый французский романист? "Король" - это юный Людовик XIV, один из самых замечательных королей Франции, названный "Король-солнце". Фуке - его министр финансов, имевший неосторожность превзойти роскошью своего "волшебного приюта" любой из королевских дворцов Европы своего времени. Сам приют, носящий название "Во-ле-Виконт", - это замок с невиданными доселе садами, раскинувшимися примерно в 50 км от Парижа, близ городка Фонтенбло (название "Во-ле-Виконт" мне объяснить не удалось: даже во французском посольстве в Москве долго совещались, искали, но единственным ответом было: "Ну, Во есть Во, как у вас Тверь или Москва"). Наконец, время, когда возник Во (так сокращенно называют дворец или парк), - XVII век, один из самых интересных периодов в истории Франции и всей Европы. Это век мушкетеров и дворцовых интриг, романтики, изящного барокко и строгого классицизма. Век, подаривший миру немало известных писателей, поэтов, музыкантов, ученых, художников и зодчих. Фуке построил свой Во-ле-Виконт в 1656 году. Ревность Людовика к тому, что Фуке построил резиденцию, достойную только короля, была столь велика, что послужила основным поводом смещения и ареста могущественного министра. Он так и закончил свои дни пожизненным заключенным в маленькой крепости Пиньероль. А авторам Во было приказано немедленно начать строить для короля такие дворец и сады, которые затмили бы все, что было и будет когда-нибудь построено. Так возник Версаль, действительно величайший и великолепнейший садово-парковый и дворцовый ансамбль Европы. И вряд ли кто-то и когда-то превзойдет его. Но нельзя забывать, что в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта. Рассказ этот - об одном из чудес архитектуры, и я не считаю себя вправе увлекаться в нем легендами и историями далекого прошлого. А их немало, и, наверное, самая загадочная и интригующая - легенда о "Железной маске". Дюма блестяще поведал об этой леденящей кровь истории, как и о многих других событиях, связанных с Во. Но, как бы ни были богаты плоды фантазии, связанные с Фуке и его творением, действительность в силу своей реальности, зримой ощутимости легко соперничает с самым безудержным воображением. Фуке был образованным, выдающимся человеком своего времени. Его ближайшими друзьями были, например, бессмертный Мольер и непревзойденный баснописец Лафонтен. В созвездие талантов, окружавших Фуке, входили лучшие творцы своего времени. Собственно, они и создали Во-ле-Виконт. Один из авторов Лувра, архитектор Луи Лево, построил замок. Художник Шарль Лебрен, расписавший замок и оставивший портрет его владельца, принадлежал к числу выдающихся деятелей французского искусства XVII века. Он даже удостоился титула "первого живописца короля". Столь же знаменитым был и Андре Ленотр, ландшафтный архитектор, представитель большой династии садовых зодчих. Он разбил сады, не только ставшие самой большой славой Во, но и положившие основу принципиально новому направлению в паркостроении. Исторические парки Европы часто делят на "итальянские", "французские" и "английские". В гористой Италии традиционными были геометрически распланированные сады на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французы, используя итальянский и собственный опыт средневековых садов, создали "французский" сад: он симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Рельеф здесь выражен слабо, но его небольшие перепады неизменно используются для сооружения водных затей, декоративных лестниц и балюстрад. Строгая геометрия плана французского сада сочетается с сочной и изысканной, несколько гривуазной скульптурой, обильно украшающей все уголки парка. В стилистическом отношении французские парки принадлежат барокко, пышному и торжественному направлению искусства и архитектуры, достигшему высокого расцвета в Европе в XVII и отчасти XVIII веке. "Английские" сады в отличие от итальянских и французских не имеют геометризированных "регулярных" планов. В своих композициях они как бы следуют живой природе. Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции. В Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны. Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса. Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек. Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра - Большой канал, идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси. Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом. Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам. Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера. Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий. Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства. Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры. Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера. По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня. Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску". В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке. Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу. Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания. Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт. Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры. Однако судьба самого ансамбля оказалась непростой. В том виде, в каком его построили, он просуществовал всего несколько лет. Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке, - гобелены, мебель, посуду, скульптуру в Лувр и Версаль. Переходя от одного владельца к другому, меняя в связи с этим имя: Во, Во-Вилар, Во-Праслен, замок и парк утратили былую роскошь и величие. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен вообще решил сломать здания и продать участки под сады, которые он хотел разбить на месте парка. Только по счастливой случайности об этом узнал знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье. Он купил Во, и его семья восстановила один из выдающихся шедевров искусства и ландшафтной архитектуры страны. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника. С. С. Ожегов, доктор архитектуры, "Юный художник". 1995, № 1. [/more]

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

Allitera:

Allitera: louis XIV Прошу вас не перенасыщать первый пост темы, иначе ее просто невозможно читать.\ Во был конфискован у Фуке, но уже в 70-е возвращен в семье, так что г-н Ожегов страшно сгущает краски. Опять же он не был готов 1656 году. Короля принимали в 1661. к тому времени замок до конца не был закончен еще, его так до конца и не доделали по объективным причинам.

louis XIV: Allitera пишет: Оффтоп: louis XIV Прошу вас не перенасыщать первый пост темы, иначе ее просто невозможно читать.\ Во был конфискован у Фуке, но уже в 70-е возвращен в семье, так что г-н Ожегов страшно сгущает краски. Опять же он не был готов 1656 году. Короля принимали в 1661. к тому времени замок до конца не был закончен еще, его так до конца и не доделали по объективным причинам. Так это я для затравки разговора разместил. Оффтоп принят к исполнению.


louis XIV: В 1641 26-летний Николя Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени — архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Cотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк c партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца. 17 августа 1661 Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером для атаки на Фуке, король дал Кольберу согласие, и 5 сентября Фуке был арестован д’Артаньяном. Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет. В 1875 её продали с аукциона Альфреду Сомье, в запустевшем и разграбленном состоянии. Трудами Сомье и ландшафтного архитектора Габриэля Десталье усадьба была восстановлена.

Allitera: louis XIV пишет: Так это я для затравки разговора разместил. Ну вот я и начала "затравливать". louis XIV пишет: 17 августа 1661 Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером для атаки на Фуке, король дал Кольберу согласие, и 5 сентября Фуке был арестован д’Артаньяном. История говорит о том, что арест Фуке был намечен до 17 августа. где Фуке принимал короля, а не справлял новоселье. Также факты упрямо утверждают. что король. да и не только он уже и до этого памятного дня посещали Во. louis XIV пишет: Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. Точно помню, что это произошло в 70 году. Замком владел сын Фуке, а он томился в Пиньероле. louis XIV пишет: В 1840 герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет. Во страсти-то. louis XIV пишет: андшафтного архитектора Габриэля Десталье усадьба была восстановлена. Я бы сказала началась восстанавливаться. А теперешний хозяен повернут на Фуке и везде пытается доказать, что его ложно обвинили. В общем большой фанат. даже старинные гобелены попортил и заменил ужа Кольбера на белку. А вообще лично я страшно люблю Во, очень милый. А уж как там кино снимать любят и говорить нечего.

louis XIV: Allitera пишет: цитата: Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. Точно помню, что это произошло в 70 году. Замком владел сын Фуке, а он томился в Пиньероле. На официальном сайте написано, что возвращен в 1674 году жене Фуке и её сыну, Луи Николя Фуке, графу Долину. Allitera пишет: А уж как там кино снимать любят и говорить нечего. Кстати, очень меня это умиляет. Смотришь "Король танцует" - он тренируется в Большом салоне Во-ле-Виконта. Как тут представить, что он все повывез после ареста Фуке в Версаль... Или надо думать зрителю, что показана одна из королевских резиденций...

Allitera: louis XIV пишет: На официальном сайте написано, что возвращен в 1674 году жене Фуке и её сыну, Луи Николя Фуке, графу Долину. Правильно написано. louis XIV пишет: Кстати, очень меня это умиляет. Смотришь "Король танцует" - он тренируется в Большом салоне Во-ле-Виконта. Как тут представить, что он все повывез после ареста Фуке в Версаль... Или надо думать зрителю, что показана одна из королевских резиденций... он вывез в первую очередь апельсиновые деревья, некоторые предметы искусства, это не значит, что там остались голые стены. Но то, что Во - практически 100% спальня короля в Версале в множестве фильмов - очевидно. Я только удивилась, как зеленое убранство спальни в фильме Королевская аллея стало красным.

Maxim: Allitera пишет: он вывез в первую очередь апельсиновые деревья, некоторые предметы искусства, это не значит, что там остались голые стены. Но то, что Во - практически 100% спальня короля в Версале в множестве фильмов - очевидно. Я только удивилась, как зеленое убранство спальни в фильме Королевская аллея стало красным. Я уже как-о приводил список фильмов, в которых задействован этот замок. Он поистене внушителен. Теперь туда могу дорбавить и "Маркизу" с Софи Марсо, и "Бегство Людовика XVI". А вообще забавно, я об этом тоже писал, что замок, который называют "предшедствеником Версаля", в кино сегодня именно его роль как правило и "исполняет". А большой зал Во -- в каких только фильмах он не был: "Версаль-мечта короля", "Наполеон" (с К. Клавье), "Человек в железной маске" (с Л. Ди Каприо)...

louis XIV: Allitera пишет: он вывез в первую очередь апельсиновые деревья, некоторые предметы искусства, это не значит, что там остались голые стены. Но то, что Во - практически 100% спальня короля в Версале в множестве фильмов - очевидно. Я только удивилась, как зеленое убранство спальни в фильме Королевская аллея стало красным. Так я же не говорю, что все-все вывез. Я говорю, что порой раздражает, когда идет такая явная подмена. Maxim пишет: Я уже как-о приводил список фильмов, в которых задействован этот замок. Он поистене внушителен. Теперь туда могу дорбавить и "Маркизу" с Софи Марсо, и "Бегство Людовика XVI". А вообще забавно, я об этом тоже писал, что замок, который называют "предшедствеником Версаля", в кино сегодня именно его роль как правило и "исполняет". А большой зал Во -- в каких только фильмах он не был: "Версаль-мечта короля", "Наполеон" (с К. Клавье), "Человек в железной маске" (с Л. Ди Каприо)... Вот я и говорю. Зачем народ дурить... Хотя бы в титрах написали, что снималось там-то и там-то в целях сохранности, так сказать, Национального музея. В конце концов, снимали "Марию-Антуанетту" с Кирстен Данст в подлинной спальне в Версале, так это сразу и видно, да и дворы тоже. А тут...

Allitera: louis XIV пишет: Вот я и говорю. Зачем народ дурить... Хотя бы в титрах написали, что снималось там-то и там-то в целях сохранности, так сказать, Национального музея. В конце концов, снимали "Марию-Антуанетту" с Кирстен Данст в подлинной спальне в Версале, так это сразу и видно, да и дворы тоже. А тут... Так никто и не дурит. но Версаль в том виде. который мы привыкли видеть иметт мало схожее с тем, в котором жил король и внутреннее убранство Во оказывается ближе. Это после 1682 года замок стал похожим на конец царствования. Ну и спальня короля тут не при чем - она же была даже в другом месте. Насчет Марии-Антуанетты - сильно сомневаюсь, что фильм сняли прямо в спальне - это скорее всего павильонные съемки

louis XIV: Allitera пишет: Насчет Марии-Антуанетты - сильно сомневаюсь, что фильм сняли прямо в спальне - это скорее всего павильонные съемки Так говорили, когда фильм вышел, что редкий случай - разрешили съемки в Версале.

Allitera: louis XIV пишет: Так говорили, когда фильм вышел, что редкий случай - разрешили съемки в Версале. Это понятие растяжимое, я имею ввиду про то. как она почевала в самой кровати. кто ей даст на ней валяться.

louis XIV: Allitera пишет: Это понятие растяжимое, я имею ввиду про то. как она почевала в самой кровати. кто ей даст на ней валяться. Сцена родов, когда вокруг полно придворных во главе с Людовиком XVI, королеве плохо, нужно открыть окна... Разве не видно в панораме комнаты, что это именно та комната...

Maxim: louis XIV пишет: Вот я и говорю. Зачем народ дурить... Хотя бы в титрах написали, что снималось там-то и там-то в целях сохранности, так сказать, Национального музея. Я специально обращал внимание: в титрах всегда упоминают все дворцы и замки, в которых снимают. Они идут практически в самом конце. Посмотрите, указания всегда имеются. У европейцев это как за должное. Allitera пишет: Насчет Марии-Антуанетты - сильно сомневаюсь, что фильм сняли прямо в спальне - это скорее всего павильонные съемки Думаю, что тут 50 на 50. То, что надо было просто для вида, снимали в Версале (та же Зеркальная галерея), а что касается спальни, то это бесспорно павильон, поскольку декорацию в самом конце фильма разрушили. Кстати, и некоторые сцены из "Французской революции" тоже снимали в Во, и "Лафолнтена-вызов судьбе". louis XIV пишет: Сцена родов, когда вокруг полно придворных во главе с Людовиком XVI, королеве плохо, нужно открыть окна... Разве не видно в панораме комнаты, что это именно та комната... Вид за оконом можно приделать, тут надо посмотреть повнимательнее, но очень сомнительно, что в сьмках разрешили бы использовать саму кровать. С этим, как мне кажется у них строго.

louis XIV: Maxim пишет: Я специально обращал внимание: в титрах всегда упоминают все дворцы и замки, в которых снимают. Они идут практически в самом конце. Посмотрите, указания всегда имеются. У европейцев это как за должное. О! Спасибо. Я как-то пропустил. Надо пересмотреть.

Allitera: louis XIV пишет: Сцена родов, когда вокруг полно придворных во главе с Людовиком XVI, королеве плохо, нужно открыть окна... Разве не видно в панораме комнаты, что это именно та комната... А что там за панорма, насколько себе представляю - особо там никакой панорамы и не должно быть - сады же в другом месте. Я о спальне. а не о фильме. Maxim пишет: Вид за оконом можно приделать Это точно. Помните в нашем Слуга государев - они приделали. но так топорно, что просто ужас-ужас.

louis XIV: Allitera пишет: А что там за панорма, насколько себе представляю - особо там никакой панорамы и не должно быть - сады же в другом месте. Я о спальне. а не о фильме. А я о спальне. Там общий вид комнаты есть. Allitera пишет: Это точно. Помните в нашем Слуга государев - они приделали. но так топорно, что просто ужас-ужас. Этот фильм в той части, которая касается Луи XIV, я вообще не обсуждаю. Ужас! Не сравнить даже с письменным текстом графа Алексея Толстого в "Петре Первом": "Каждую ночь вижу во сне, будто я в малиновой бостроге танцую минувет, танцую лучше всех, голова кружится, кавалеры расступаются, и ко мне подходит король Людовик и подает мне розу..." Так и вижу Зеркальную галерею, Саньку Бровкину (на тот момент боярыню Волкову), к которой подходит Людовик... Конечно, влияние других фильмов со сходными ситуациями сказывается, но картинка-то сразу вырисовывается перед глазами, которые, читая, не надо даже закрывать...

Allitera: louis XIV пишет: А я о спальне. Там общий вид комнаты есть. Но павильон и делают копией комнаты. Для съемок не то что комнату дома копируют. louis XIV пишет: "Каждую ночь вижу во сне, будто я в малиновой бостроге танцую минувет, танцую лучше всех, голова кружится, кавалеры расступаются, и ко мне подходит король Людовик и подает мне розу..." Ну такой сон вполне оправдан. Во сне чего только не напридумаешь. Другое дело роза - ведь это растение было совсем другим тогда и дарить цветы как-то тогда было не очень принято. Ими в основном украшали.

louis XIV: Allitera пишет: Но павильон и делают копией комнаты. Для съемок не то что комнату дома копируют. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/81561/view_info/ok/

Allitera: Кстати, если говорить о комнатах исторических. Вчера фильм Версаль - мечта короля не раз демонстрировал съемки фильма в больших аппартаментах там даже изобразидли королевскую операцию. Кто не узнает этих часов и кровати! А съемки в Зеркальной галереи можно производить только при разрешении съемки в Версале.



полная версия страницы