Форум » Людовик XIV » Королевская страсть » Ответить

Королевская страсть

Allitera: Тут мы поговорим о любви короля к строительству, балету, музыке и т.п.

Ответов - 264, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Maxim: Allitera Помнишь, я как-то задавался вопросом, была ли в Версальском саду бальная зала до того, как был сделан в 1680 году одноименный баскет. А то смущает, что чуть ли ни во всех фильмах о Людовике XIV именно его применяют для того, чтобы показать сцены придворного балета или празднества молодого Людовика. Сегодня у Птифиса в "Версале: страсть Людовика XIV" наконец-то нашел ответ на этот вопорос. В 1668 году во время Большого королевского дивертисьмента была сооружена бальная зала, так же с трибунами. Думаю, что внешне это сооружение было очень и оченеь схоже с баскетом, созданным в 1680 году. В общем-то она и была прототипом для одноименного баскета.

Allitera: Maxim Ну бальные залы были и при других праздниках в том же 1664 и в 1674. Не знаю насколько они походили на боскет, но по смыслу безусловно. Все-таки такой боскет за 5 дней не создаш. Это огроменная работа.

Maxim: Allitera Даже у Птифиса пробегает такая тема, что мол, Версаль был построен на поте и крови (практически цитата)! Как я не люблю когда так говорят. А что же тогда было построено не на поте и крови. А тот же Шамбор, сколько тогда полегло строителей. Рядом был водоем и рабочие от постоянной сырости мерли, как мухи. Да даже можно не приводить примеров, я уверенно могу сказать, что любая стройка чревата смертями и травмами. И только наверное пожалуй в посление 70--80 лет эти вопросы стали решаться в положительную сторону.


Allitera: Maxim пишет: И только наверное пожалуй в посление 70--80 лет эти вопросы стали решаться в положительную сторону. Так-то оно так. Вот только Версалей уже не строят. Видимо от нехватки пота и крови.

Snorri: По этому поводу стоит привести цитату из Ренана: Я пишу эти строки, и у меня перед глазами встает великое чудо королевской Франции - Версаль. Я мысленно оживляю необитаемые пространства исчезнувшей эпохи. В центре король; здесь - Конде и другие принцы; там, в аллее, - Боссюе и епископы; здесь, в театре, - Расин, Люлли, Мольер с кучкой вольнодумцев; на балюстраде оранжереи мадам де Севинье в кругу знатных дам; там, в грустных стенах Сен-Сира, - мадам де Ментенон и неприятели. Вот цивилизация, конечно, весьма заслуживающая критики, но единственная в своем роде и состоявшаяся; это какая-то иная форма человечества... Она не могла существовать иначе как ценой великих жертв. Забытый народ, беззаконие, капризы и интриги двора, указы об изгнании, Бастилия, виселица и Великие Дни - таковы главные части этого здания. Таким образом, если вы отвергаете злоупотребления, отвергайте тогда и здание... С точки зрения индивида, свобода, полное равенство - естественные права. С позиции общества, необходимость правительства и неравенство само собой разумеются. Лучше такие великолепные персонификации человечества, как король, двор, чем общая посредственность... Нашая жалкая система буржуазного правления, желающая всем гарантировать права и каждому раздобыть блага, задумана с позиции индивида и не может произвести ничего великого. Смог бы Людовик XIV построить Версаль, если бы его окружали ворчливые депутаты, терзающие короля за расходы.

Maxim: Snorri Я уже встречал эту выдержку и мне она понравилась, но лишь своей образностью и красноречием. Не более того. Я бы вполне обоснованно мог ответить Ренану, что да, я отвергаю большую часть злоупотреблений, пречисленных им здесь. Но при этом ни в коем случае не отвергаю здание. Snorri пишет: Забытый народ, беззаконие, капризы и интриги двора, указы об изгнании, Бастилия, виселица и Великие Дни 1. Народ не был забыт. НАверное долго объяснять не надо. Рабочие дома, Дом инвалидов, выплаты рабочим... Это только первое, что пишло в голову. И еще встает вопрос: а кем он был забыт? Королем?! Абсурд. А если тем, что дворяне веселились и кутили, тогда можно говорить, что народ был забыть все 10 веков королевской истории Франции. Но ведь это тоже будет смешно. 2. Беззаконие?! Ну это вообще смехотворно. Людовик, как никакой другой монарх мира был подчиненн твердым законам своей страны и Божественного права. Тем более, что именно при нем были заложены основы просовременного законодательства в многих областях жизнедеятельности. И если что-то не соблюдалось, а такое было, и даже в достатке, так это минус несовершенству системы, которую наладить удалось лишь ближе к середине XIX века. А если хотите поговорить о беззаконии, это в России. Смотрите за правителями нашей страны, вот тут-то как раз и столкнемся с этим. 3. Капризы и интриги двора?! Ну здесь все-таки пальма первенства за Екатериной Медичи и Генрихом III. Именно они устраивали непомерно роскошные празднества в то время, когда народ реально загибался от голода и безденежья. Кстати, о забытом народе. Что до Людовика, то он праздновал и шиковал, когда казна была полна. А когда приходила война или лихолетье, он отправлял серебрянную мебель (о которой до сих пор все сожалеют), он срывал свои чудесные баскеты, поскольку их содержание дорого обходилосмь казне, он сокращал бюджет своей семьи, причем очень и очень серьезно. И так далее. По-моему это поведение рачительного хозяина. 4. Указы об изгнании. Это-то как сюда попало. Кого имеют в виду. Если гугенотов? То это пожалуй единственный упрак с которым я мог бы частично согласитьтся. Во-первых, потому что сам Людовик под конец правления раскаялся в принятии эдикта Фонтенбло. Кстати, что тоже доказывает его позорливость, как правителя. Но почему я сказал частично, потому-то на тот моент в 1685 году, этот акт королевской воли в государстве был встречен на УРА!!! 5. Бастилия. Давайте лучше вспомним темницы и железные клетки Людовика XI. А что? Наверное Ренан забыл о них?! Людовик XIV даже простил Конде и ВЕликую мадемуазель, Тюренна и Ларошфуко. Да по сути он простил всех, кто поднял против него оружие. по суди, это оскорбление Величества. По-моему очень и очень гуманно. А ели говорить именно о Бастилии, то уж лучше тут вспомнить Ришелье, именно пр нем эту крепость обходили сторононй и боялись как огня. 6. Виселица. Вообще затрудняюсь здесь что-то сказать, по-моему ее включили в этот перечень для красоты, не более того. Вешали и до Короля-Солнце и после. И что-то я не слышал, что при нем вешали как-то больше и активнее. 7. Великие дни?! Если кто мне скажет, что именно под этим понимал Ренан, буду благодарен. Я не пытаюсь обелить Людовика XIV, несомненно и на Солнце есть пятна, но если смотреть более спокойно, и отбросить все эмоции, то становится ясно, что его долгое правление было одним из самых гуманных в истории Франции.

Allitera: Snorri Я эту цитату встретила в большой книге по Версалю и то, что я так легко о ней вспомнила говорит, что она явно поразила меня своею самобытностью. Несмотря на обвинения брошенные в сторону ТАКого общества, это общество предпочтительнее реальности буржуазного, что так осуждает автор. Меня поразила завершение цитаты - не бывает равенства, мы от рождения неравны по способностям, по уму, по расовым признакам и т.д. И да, да здравсвуют яркие индивиды и долой посредсвенность, стремящаяся не возвысится до таланта, а его спустить к себе. Maxim Вот под каждым словом подписываюсь. И я тоже не знаю о каких Великих днях идет речь. (может об отмене эдикта)

Maxim: Allitera пишет: Вот под каждым словом подписываюсь. И я тоже не знаю о каких Великих днях идет речь. (может об отмене эдикта) Благодарю за солидарность. Причем, на самом деле можно более развернуто об этом говорить, но есть ли смысл. Писал более литератор, чем историк.

Allitera: Maxim пишет: Благодарю за солидарность.

Maxim: Snorri Возвращаясь к этой красивой (говорю без капли иронии) цитате. Сейчас перечитываю "Железную маску" Птифиса. Так вот там автор замечает, что при Старом режиме только в самых редчайших случаях могли кого-нибудь казнить, только по гипер-пупер важнейшим государственным соображениям. А так всегда либо через суд, либо на пожизненное. Какое уж тут беззаконие?! Да тот же пример с Фуке. Один из злейших врагов Людовика XIV. И то, в последние 4--4 лет его заключения режим был смягчен настолько, тчо ему было разрешено ходить на мессу в город Пинероль, принимать у себя любых посетителей, переписываться с кем угодно (правда, через Лувуа!). Это уже больше походит на ссылку. Хорошо покапавшись в истории Великого века, сейчас я с полной увереностью могу сказать, что правление Людовика XIV это одно из самых гуманных правлений в Европейской истории. НО! Я естественно не отрицаю гонение на гугенотов и драгонады. Да было и это. НО если мы посравниваем с другими временами, другими странами, то выводы все-равно напросятся сами собой. Кстати, тот же пример с Железной маской. Как пишет Птифис, ведь этого человека, который знал какую-то важную государственную тайну, можно же было посто прирезать и все. король о нем больше ничего бы и не услышал. Но с ним таскались, как с ребенком, перевозя из тюрьмы в тюрьму, предпринимая для этого всячиские изощьренные средстства безопастности и секретности.

Allitera: Вот кстати - говорря о такой принципиальности и высокой оценке жизни каждого человека - король-Солнце прямо таки черезчур порядочен. Не разумнее ли было бы в политике, которая, как известно, дело грязное поступаться своими принципами и этой порядочностью? Или честь дороже?

Maxim: Allitera Да вообе если честно, я уже насчитал несколько примеров, когда Людовик XIV из-за своей щепетильностьи и порядочности, мягко говоря впухал. Вот, например, этот случай с Казале и Марчиалле. Этот пройдоха по-просто опрокинул короля Франции. А король Карл Английский, которому Людовик и денег дал, и красотку в постель положил, взял и кинул его. А герцогиня Баргундская! Ну это вообще возмутительно: на коленях коронованного деда сидела, играла с ним, забавлялась, что никому другому не было позволена, а папке-то своему доклады акуратно слала. А тот же СЕн-Мар, комендарт Пеньероля. Лозен от него чуть не сбежал, Фуке чуть не бежал. А король и Лувуа его только награзждают, и награждают. Новые должности и новые денежки ссужают.

Allitera: Ну я не то имела ввиду. Например. когда король гуманно отпустил голландских военных из захваченных крепостей. И это перед войной, в которой эти военные легко забыли о великодушии короля. Или отношения в дипломатии - верность договорам. Ну а Сен-Мар - почти же сбежали. Значит молодец.

Maxim: Allitera пишет: И это перед войной, в которой эти военные легко забыли о великодушии короля. Ну тут с их стороны не было какого-то подвоха. Они же не обещали не поднимать оружие против короля Франции, который так по-рыцарски с ними обошелся. Да, они оценили его благородный жест, но за свою страну воевать-то все-равно надо. Allitera пишет: Ну а Сен-Мар - почти же сбежали. Значит молодец. Так все раскрылось или неполучилось без его непосредственного вмешательства. Лозена, который уже прктически убег, совершенно случайно заметила служанка, она и доложила. А Сен-Мар в это время ушами где-то хлопал. Фуке -- в полку Пинероля уже был практически составлен целый заговор по его вызволению и если бы один солдан, видать более сыкливый, не выдал остальных, Сен-Мара бы так и прирезали ночью в его постели, или еще что-нибудь в этом роде с ним сотворили.

Allitera: Maxim пишет: Да, они оценили его благородный жест, но за свою страну воевать-то все-равно надо А правители этих стран - могли бы и не лезть в войну, поддерждать мир. Maxim пишет: Так все раскрылось или неполучилось без его непосредственного вмешательства. Лозена, который уже прктически убег, совершенно случайно заметила служанка, она и доложила. А Сен-Мар в это время ушами где-то хлопал. Фуке -- в полку Пинероля уже был практически составлен целый заговор по его вызволению и если бы один солдан, видать более сыкливый, не выдал остальных, Сен-Мара бы так и прирезали ночью в его постели, или еще что-нибудь в этом роде с ним сотворили. Ну жизнь такая - дело случая, тут повезло Сен-Ммару - его и лавры.

Maxim: Интересную фразу прочитал у Булычевой в "Садах Армиды": Людовик XIV был весьма бы удручен современным видом Большого канала в Версале. Поскольку в его времена водная гладь не была спокойна и нетронута. По ней постоянно плавала галеры, миниатюрные копии военных кораблей и лебеди, множество лебедей. Но, кстати, когда я был в Версальском саду, то гладь Большого канала не был такой уж девственно неприкосновенной. На ней было множество лодок. У нас было мало времени и мы успели дойти лишь до бассейна Апполона, но это было хорошо и четко видно.

Allitera: Maxim пишет: Но, кстати, когда я был в Версальском саду, то гладь Большого канала не был такой уж девственно неприкосновенной. На ней было множество лодок. Да, есть такой прокат, берешь лодку и плаваешь, хоть до Трианона. Но согласись, что лодки и галеры со всеми их примочками очень отличны по красоте. Там все было гармоничнее. А вот лебедей я и правда не видела.

Maxim: Allitera пишет: Там все было гармоничнее. А вот лебедей я и правда не видела. И гармоничнее, и более массово. Но мне кажется, что не за горами время (еще учтем кризис), когда Версаль все больше и больше будет напоминать о том времени, когда жил его Создатель. Ты сама не раз отмечала, что хранители замка постепенно и последовательно идет этим путем. Они по крупицам, по малостям, но возвращают замку его прежний вид, насколько это возможно. Та же недавняя реставрация Мраморного двора, возвращение внутренних ворот, реставрация Зеркальной галереи, выставка с серебрянной мебелью и т. д. Думаю, что эти перемену кануться и сада, или уже коснулись. Поэтому не исключено, что сделают пару галер, по образцу тех, что были (тем более, что они сохранились), а уж желающих покататься на них уверен, будет множество.

Allitera: Maxim Версаль всегда будет замком Спящей красавицы. Потому как его жизнь прежде всего в людях, которые его населяли, а этого не вернуть. Так он и будет памятником их времени. Красивый, но увы без жизни. Мы можем только фантазировать. Потому как если даже выгнать всех туристов и оказаться с дворцом один на один - он будет так одинок, так неподвижен, как застывший отголосок другой эпохи. Хотя я благодарна хранителям за начатые изменения в замке.

Maxim: Allitera пишет: Версаль всегда будет замком Спящей красавицы. Потому как его жизнь прежде всего в людях, которые его населяли, а этого не вернуть. К сожалению это касается абсолютно всех памятников прошлого. Другое дело, что в наших силах -- я говорю о благодарных потомках -- лишь стараться ничего не менять, или точнее сделать все, чтобы он был максимально похож на себя настоящего.



полная версия страницы